Что такое досудебное урегулирование налогового спора
Если по результатам налоговой проверки в отношении компании вынесено несправедливое решение с надуманным обоснованием, то его можно обжаловать. Однако напрямую в суд обратиться нельзя. С 2014 года законодатель ввел ограничение на судебную защиту. Это значит, что перед тем, как обратиться в суд, необходимо соблюсти обязательную досудебную процедуру урегулирования налогового спора. Что представляет собой данная процедура, рассмотрим ниже.
Возражения на акт налоговой проверки
Перед тем, как вынести решение в отношении компании после её проверки, начальник инспекции рассматривает проверочные материалы и акт, составленный группой проверяющих. Акт налоговой проверки вручается и руководству проверенной компании. У компании есть 30 дней, чтобы представить в инспекцию свои письменные возражения на акт. До окончания этого срока материалы проверки не могут быть рассмотрены.
По истечении 30 дней назначается время и место рассмотрения материалов налоговой проверки. Об этом компания извещается заблаговременно. Компания имеет полное право направить своих представителей на рассмотрение, чтобы они могли заявить свои контраргументы на позицию проверяющих, а также представить дополнительные доказательства своей правоты.
Итогом рассмотрения материалов налоговой проверки может стать вынесение решения либо назначение дополнительных мероприятий налогового контроля, которые должны подтвердить или опровергнуть доводы представителей компании.
Это первый этап процедуры досудебного урегулирования. Чаще всего она заканчивается не в пользу налогоплательщика. Поэтому следует подготовиться к следующему шагу.
Жалоба на решение налогового органа
Жалобы бывают двух видов:
- Жалоба – подаётся на вступившее в силу решение, а решение вступает в силу через 30 дней с даты его вручения налогоплательщику;
- Апелляционная жалоба – подаётся на не вступившее в силу решение, то есть вы подаёте её до истечения 30 дней с даты получения на руки.
Жалобу можно подать лично или направить по почте ценным письмом с описью вложения. И первый, и второй вид жалобы подаётся на имя вышестоящего налогового органа – в Управление ФНС России по субъекту РФ. Подавать следует через ту инспекцию, которая вынесла решение. После того, как жалоба подана, сотрудники инспекции собирают весь материал налоговой проверки и отправляют его вместе с Вашей жалобой в Управление ФНС.
Если решение Управления ФНС России не удовлетворит налогоплательщика, то можно обратиться в Федеральную налоговую службу России либо напрямую в суд. В этом случае суд будет считать, что досушенная процедура урегулирования налогового спора соблюдена.
Порядок обжалования актов, действий и бездействия налоговых органов и должностных лиц регулируются нормами Раздела VII части первой Налоговой кодекса Российской Федерации.
Если у Вас остались вопросы, звоните. Подскажем и поможем.