Как обезопасить себя от выездных проверок
Что такое выездная налоговая проверка и что делать при выездной, мы писали в статье «Как себя вести при выездной налоговой проверке». В этой статьей мы опишем главные рекомендации, которые помогут Вашей компании избежать выездных налоговых проверок.
НА ЧТО ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ НАЛОГОВИКИ
У налоговиков есть чёткие критерии отбора компаний для включения в план выездных проверок. Инспекция сравнивает совокупные суммы налоговых отчислений компании с суммами, которые уплачивают другие фирмы с одинаковым видом деятельности. Эти суммы объединены одним термином – налоговая нагрузка. Налоговая нагрузка – это соотношение фактически уплаченных налогов с выручкой фирмы. НДС и НДФЛ не в счёт.
Если налоговая нагрузка Вашей компании ниже, чем у Ваших конкурентов по субъекту РФ, а уровень рентабельности компании падает больше, чем на 10% по сравнению с другими фирмами той же отрасли, что и Ваша, то у инспекторов могут возникнуть вопросы.
Вывод: необходимо знать и придерживаться показателей налоговой нагрузки и рентабельности компаний в Вашей отрасли по субъекту РФ в целом.
Если компанию налоговая инспекция не сможет найти по юридическому адресу, то обязательно поставит галочку. Это ещё один повод для инспекторов насторожиться.
Вывод: юридический и фактический адреса компании должны совпадать.
У налоговиков вызывает подозрения компании, которые любят часто переезжать и никогда не отвечают на запросы о пояснениях по показателям финансово-хозяйственной деятельности.
Вывод: без реальной необходимости мигрировать нельзя и на запросы инспекции надо отвечать.
Когда компания строит бизнес по цепочкам договоров купли-продажи с фирмами-посредниками, то есть если продажи конечному потребителю отсутствуют, то это натолкнёт налоговиков на мысль об отсутствии разумных экономических причин, кроме как участие в схеме уклонения от налогов или незаконного возмещения сумм НДС из бюджета.
Вывод: компания должна быть готова обосновать экономическую целесообразность таких сделок, то есть объяснить, что это нормальный бизнес, который даёт доход от продажи товаров, а не имитация коммерческой деятельности для прикрытия незаконных операций.
Есть мнение, что налоговики плохо распутывают цепочки контрагентов. Когда-то так и было из-за физической нехватки времени для огромного комплекса мероприятий.
Сегодня всё иначе: АСК НДС покажет инспектору все налоговые разрывы в цепочках за минуты.
Когда все перечисленные критерии или несколько из них компания будет практиковать одновременно, то скорее всего её включат в план проведения выездных налоговых проверок. И мало вероятно, что, если в короткий период у компании проявится один из этих критериев, то выездная проверка неизбежна.
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ
Утвердите приказом инструкцию для менеджеров по продажам. В инструкции пропишите, что менеджер по продажам перед заключением договора должен взять у контрагента учредительные документы: прошитые, пронумерованные и скреплённые печатью. Если договор будет подписывать не руководитель, то к учредительным документам необходимо приложить оригинал доверенности на заключение договора.
Создавайте карточки учёта контрагентов. Вносите в неё сведения:
- об источнике, из которого стало известно об этом партнёре;
- его преимущества на рынке;
- номера телефонов, электронную почту, фамилии, имена и должности контактных лиц.
Мы писали в статье «Как вести себя на допросе в налоговой» зачем это может понадобиться.
ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ
Не заключайте договоры с фирмами-однодневками. Тем более, если Вы периодически возмещаете суммы налога на добавленную стоимость. АСК НДС обязательно укажет инспектору на налоговые разрывы и покажет кому, за что, сколько и в какие периоды Вы и Ваш контрагент перечислял деньги по безналичному расчёту.
Добросовестная компания может попасть в ловушку: собрать все необходимые сведения и контрагенте, провести встречи и правильно оформить переговорный процесс. А в итоге окажется, что контрагент не платит налоги, не представляет отчётность, а генеральный директор Иван Иванович заявил оперативникам, что фирму зарегистрировал на свои паспортные данные за деньги, руководство фирмой не осуществлял, никакие документы не подписывал.
В этом случае готовьтесь оспаривать свою правоту в суде.
Остались вопросы – звоните, поможем +7(499)705-99-82